Долговая политика России, период 2017-2019 года

Долговая политика РФ на 2017-2019 годы

Долговая политика РФ на 2017-2019 годы предусматривает умеренное увеличение государственных заимствований. Согласно прогнозам Минфина, отношение госдолга к ВВП достигнет 15,7%, что приведет к увеличению затрат на обслуживание задолженности. Несмотря на данную тенденцию, уровень долговой нагрузки на бюджет далек от критического рубежа.

Планируемое увеличение нагрузки

Повышение нефтяных котировок и восстановление экономического роста обеспечили бюджет дополнительными поступлениями. Однако расходы государственной казны продолжают превышать запланированные доходы, что вынуждает чиновников искать дополнительные источники финансирования.

В 2015-2016 гг. правительство активно использовало ресурсы Резервного фонда, которые помогли преодолеть негативные последствия кризиса. В результате запасы полностью исчерпались, что подтолкнуло правительство наращивать долговые обязательства.

Долговая политика РФ на 2017-2019 годы

В рамках утвержденной долговой политики РФ на 2017-2019 гг., отношение государственного долга к показателю ВВП будет увеличиваться с 13,2% до 15,7%. Это приведет к росту затрат на обслуживание госдолга до 5,4% (по итогам 2016 года данный показатель составлял 3,8%).

Представители Минфина подчеркивают, что изменение объема государственных заимствований будет связано с макроэкономическими факторами. Данный инструмент поможет преодолеть следующие угрозы для устойчивого развития национальной экономики:

  1. Замедление роста мировой экономики.
  2. Геополитическая напряженность.
  3. Снижение спроса на сырьевых рынках, которые являются ключевыми для РФ.
  4. Структурные дисбалансы российской экономики.
  5. Падение уровня инвестиций.
  6. Ухудшение демографических факторов.

Чиновники считают, что заимствования станут ключевым источником покрытия дефицита бюджета. Относительная доля данного инструмента в 2019 году превысит 90% (в 2016 году за счет госдолга финансировалось 20% дефицита). При этом чистые внутренние заимствования достигнут рубежа 1 трлн руб., что вдвое превышает показатели 2016 года. Внутренний долг будет наращиваться за счет дополнительного выпуска ОФЗ.

Чистые внешние заимствования будут постепенно сокращаться:

  • 2017 год – на 21,2 млрд руб.;
  • 2018 год – на 60,1 млрд руб.;
  • 2019 год – на 12,2 млрд руб.

Долговая политика РФ на 2017-2019 годы

Несмотря на умеренный уровень госзаймов, представители Минфина отмечают потенциальные риски утвержденной долговой политики РФ на 2017-2019 гг.

Потенциальные угрозы

Объемы заимствований Минфина на внутреннем рынке увеличатся на 60% и достигнут уровня 1,6 трлн руб. год. Несмотря на подобную динамику, уровень госдолга РФ остается относительно низким, подчеркивают чиновники. Однако наличие существенных бюджетных рисков может привести к чрезмерному росту долговой нагрузки. Наиболее пессимистичный сценарий предполагает невозможность привлекать кредитные ресурсы в целевых объемах, что чревато негативными последствиями для государственных финансов.

Эксперты отмечают изменение структуры госдолга, что будет оказывать воздействие на устойчивость финансовой системы. Доля нерезидентов достигла отметки 32%, однако дальнейшее наращивание займов приведет к изменению данной пропорции. Иностранцы не будут существенно увеличивать свои инвестиции в российский госдолг, избегая чрезмерных рисков. В результате Минфин сможет рассчитывать только на средства отечественных инвесторов.

Около 75% госдолга приходится на ценные бумаги, львиная доля которых номинирована в рублях (71%). Долговая политика РФ на 2017-2019 гг. предусматривает выпуск новых еврооблигаций, которые на современном этапе позволят сохранить присутствие на международном рынке. Облигации будут размещаться в долларах, однако чиновники допускают выпуск облигаций федерального займа в евро. Кроме того, ведомство не исключает размещение ОФЗ в юанях, что позволит привлечь китайских инвесторов.

Долговая политика РФ на 2017-2019 годы

Также в Минфине планируют изменить законодательные ограничения для глобальных банков. Крупнейшие финансовые учреждения смогут самостоятельно открывать счета в Национальном расчетном депозитарии, что ранее разрешалось только центральным регуляторам. Данное нововведение облегчит выкуп госдолга РФ со стороны нерезидентов.

Необходимые объемы заимствований могут оказаться существенно ниже, если произойдет снижение дефицита бюджета. В рамках оптимистичного сценария доходы государственной казны могут превысить расходы уже в 2018 году.

Динамика дефицита

Восстановление положительной динамики нефтяного рынка привело к улучшению бюджетных показателей. В результате дефицит бюджета в 2017 году составил 1,6% ВВП или 1,5 трлн руб., что существенно лучше предыдущих прогнозов правительства. Ранее чиновники планировали, что данный показатель достигнет 2,5% ВВП.

В начале 2018 года стоимость нефти преодолела отметку 70 долл./барр., что является положительным сигналом для российской экономики. Подорожание «черного золота» приводит к увеличению нефтегазовых доходов государственной казны. Сохранение позитивной тенденции нефтяного рынка приведет к дальнейшему сокращению дефицита бюджета, что позволит снизить объемы заимствований со стороны Минфина. В результате объемы госдолга начнут снижаться, а затраты на обслуживание задолженности достигнут докризисного уровня.

Видео о внутреннем госдолге России:

Еще из интересного:

Adblock
detector