Случаи загадочного исчезновения самолетов

В начале июля зарубежные СМИ сообщили о возможной разгадке исчезновения Амелии Эрхарт — легендарной летчицы, которая пропала в районе Японии во время совершения кругосветного полета со штурманом Фредом Нунаном в 1937 году. На обнародованном снимке из Национального архива США видна сидящая спиной женщина, которую исследователи приняли за Амелию. Согласно их версии, пилота и штурмана взяли в плен японцы. Позднее блогер Кота Ямано выяcнил, что фотография сделана еще в 1935 году и никак не проясняет судьбу Эрхарт и Нунана. Тайна гибели летчицы не разгадана, как и несколько других громких исчезновений самолетов.

Улететь со второго раза и пропасть

Амелия Эрхарт болела авиацией с юности: выучилась на пилота, в 1923 году стала одной из немногих дипломированных женщин-пилотов, купила свой первый самолет и принялась ставить рекорды. Она поднялась на самую большую высоту для женщин (14 тысяч футов, или 4300 метров), добралась по воздуху из Англии в США с командой других пилотов. В 1932 году Амелия в одиночку отправилась через Атлантику — она стала вторым пилотом (и первой женщиной), которому удалось совершить подобный перелет. В то время такое мероприятие считалось крайне рискованным.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Амелия Эрхарт.

На пороге сорокалетия она решается на самый сложный рекорд — кругосветный полет по наиболее длинному маршруту, держась максимально близко к экватору. Авария при взлете 17 марта 1937 года не переубедила Амелию, женщина не отказалась от задуманного. Старт путешествия перенесли на 20 мая. В самолете Lockheed Model 10 Electra с Эрхарт был только один человек — штурман Фред Нунан.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

В сидящей на краю причала женщине специалисты увидели Амелию Эрхарт.

В июле они находились недалеко от Японии. По плану самолет должен был заправиться на острове Хауленд — это крошечный кусок суши посреди Тихого океана, площадь острова чуть больше полутора квадратных километров. Специально для перелета Эрхарт по указанию президента США Франклина Рузвельта остров обзавелся взлетно-посадочной полосой. Но ВПП так и не пригодилась.

Эрхарт и Нунану помогал корабль береговой охраны, который держал связь с Electra. Топлива в самолете оставалось мало, а после длительного полета найти маленький Хауленд оказалось тяжело. Экипаж не смог разглядеть посреди океана нужный остров. Есть несколько версий дальнейшего развития событий.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Самолет Эрхарт, который потерпел крушение при взлете.

Первая: самолет разбился в океане либо после выработки топлива, либо при попытке приводнения. Вторая: летчице удалось посадить самолет возле одного из необитаемых островов, где она и погибла. В пользу этой теории говорят найденные на острове Никумароро личные вещи (зеркальце, крем от веснушек, которым пользовалась Эрхарт), останки женского тела и металлические обломки, которые с большой долей вероятности могут принадлежать Lockheed Model 10 Electra. Согласно третьей версии, Эрхарт и Нунан приземлились на остров, где располагалась секретная база японских военных. Авиаторов взяли в плен и, видимо, убили, чтобы они не раскрыли местоположение базы. Несмотря на весьма убедительные доводы в пользу второй теории, официально Эрхарт и Нунан считаются пропавшими без вести.

Пять самолетов пропали, отправленный на их поиски — тоже

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Grumman TBF Avenger.

Еще один известный случай касается Звена 19. Пропали сразу пять американских бомбардировщиков-торпедоносцев Grumman TBF Avenger. Причем отправленный на их поиски Martin PBM Mariner тоже исчез и до сих пор не найден. События развивались так: 5 декабря 1945 года звено из пяти самолетов должно было совершить тренировочный полет. Задача была стандартная — отправиться с базы ВМС, расположенной в курортном городе Форт-Лодердейл (штат Флорида), пометать бомбы по учебным целям и вернуться обратно.

Лейтенант Чарльз Кэролл Тейлор наблюдал за полетом курсантов из ведущего звено самолета. В ходе полета миссия была выполнена, Avenger оставалось вернуться на базу. Спустя около полутора часов Тейлор передает старшему инструктору в Форт-Лодердейл, что они сбились с курса. Погода тем временем становится хуже: дождь, порывистый ветер и густые облака. Тейлор полагал, что проблема в неисправном компасе, и пытался визуально определить свое местоположение. Судя по всему, это стало фатальной ошибкой.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Ведущий был уверен, что Avenger летят над Мексиканским заливом возле архипелага Флорида-Кис. Решение об изменении курса было принято исходя из этого факта. На самом же деле самолеты находились совсем в другом месте — предположительно, над островом Большой Багама. Компасы не могли выйти из строя сразу в пяти самолетах, но курсантам не хватило опыта либо смелости вмешаться в указания старшего по званию. В последней дошедшей до земли фразе Тейлор говорит пилотам готовиться к посадке на воду, когда топливо будет на исходе. Дальнейшая судьба самолетов и экипажей неизвестна. Что касается отправленного на поиски Martin PBM Mariner, то команда танкера Gaines Mills видела взрыв в воздухе — приблизительно там, где находился самолет.

Инцидент произошел в районе Бермудского треугольника, что породило много дискуссий о «мистическом следе» в исчезновении самолетов. Реалистичные же версии касаются ошибки в навигации: при одном из поворотов самолеты сбились с курса, но Тейлор не допускал такого варианта и посчитал, что его компас сломан. Летчик полагался на визуальное ориентирование и перепутал острова, что привело к череде неверных решений.

На заре авиации происходило множество катастроф: надежность самолетов и вспомогательных систем была далека от современного уровня, не говоря уже об организации полетов. Теперь за воздушным пространством наблюдает множество спутников, локаторов и наземных служб. Тем сложнее поверить в пока что необъяснимое исчезновение огромного (длина 63,7 метра, размах крыльев — 60,1 м) Boeing 777-200ER, на борту которого было 239 человек.

MH370: подозрительные пассажиры и командир самолета на грани развода

Рейс MH370 Malaysia Airlines вылетел из Куала-Лумпур в Пекин в 0:42 по местному времени 8 марта 2014 года. Самолет выполнял дальний рейс, его заправили 49 тоннами топлива — этого хватало на семь с половиной часов полета. Спустя примерно сорок минут после взлета лайнер достиг границы воздушного пространства с Вьетнамом: малайзийский диспетчер назвал пилотам Boeing 777 новую частоту для связи с вьетнамскими коллегами. На борту MH370 информацию приняли и завершили эфир словами: «Спокойной ночи, малайзийский три семь ноль». Это была последняя фраза из Boeing 777.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Пропавший Boeing 777.

Примерно через две минуты самолет исчезает с радаров. Вскоре диспетчер аэропорта в Хошимине пробует выйти на связь с MH370 — экипаж молчит. Все следующие попытки достучаться до Boeing 777 оказались неудачными: не было ответа ни на привычные радиовызовы, ни на звонки по спутниковому телефону, ни на текстовые сообщения через ACARS (адресно-отчетная система авиационной связи) в формате телекса.

Примерно через шесть с половиной часов была объявлена чрезвычайная ситуация, начались поиски лайнера. Boeing в момент исчезновения летел над водой — в случае крушения столь крупного самолета на поверхности было бы скопление обломков, личных вещей пассажиров, кресел, пятно технических жидкостей. Поиски в районе исчезновения с радаров ничего не дали.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Так должен был лететь рейс MH370.

Чем больше информации в дальнейшем появлялось о рейсе MH370, тем более странным казалось все происходящее. Во-первых, два пассажира прошли регистрацию по поддельным документам. В этом свете логичной смотрелась версия захвата лайнера. Оказалось, что по паспортам итальянца и австрийца, которые потеряли в Таиланде свои документы, на борт Boeing 777 поднялись два иранских беженца. Они собирались добраться рейсом MH370 до Китая и оттуда лететь в Европу ради политического убежища.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Зона поисков Boeing 777.

Хоть паспорта европейцев и были в базе украденных документов Интерпола, почему-то в малайзийском аэропорту иранцев не задержали. Это вызывало вопросы к службам безопасности, но не объясняло, куда пропал самолет. Он не объявился ни в одном аэропорту, требований возможные захватчики тоже не выдвигали. Если целью было уничтожение самолета, то обычно террористические группировки берут на себя ответственность, но и этого не произошло. Таким образом, сценарий с захватом самолета двумя иранцами едва ли состоятелен.

Другая новость о MH370 тоже косвенно указывала на угон лайнера. Хоть транспондеры (устройства, передающие информацию о местоположении) и были отключены вручную, сигнал с борта автоматически отправлялся на спутник Inmarsat еще порядка семи часов. Последний получен в 8:11 утра. Это значит, что самолет не разбился в районе исчезновения с радаров. География поисков с учетом запаса хода исчислялась тысячами квадратных километров. Пока спасатели 26 стран проводили крупнейшую в истории авиации поисковую операцию, следователи начали изучать биографии экипажа.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Фрагмент пропавшего Boeing.

Молодой Фарик Абдул Хамид незадолго до катастрофы начал летать на Boeing 777, планировал жениться и собирался строить карьеру в авиации. За исключением инцидента с фотографиями пассажирок в кабине лайнера во время полета (что является серьезнейшим нарушением правил безопасности), подозрительного в его жизни ничего не нашли.

Командиром воздушного судна был Захари Ахмад Шах, у которого в последнее время наблюдались проблемы — ожидался развод после 30 лет совместной жизни. Дочь летчика вспоминала, что он стал более замкнутым, много времени проводил за авиасимулятором. Детективы обнаружили возможную зацепку на его компьютере. Незадолго до выполнения рейса MH370 Шах смоделировал в Microsoft Flight Simulator X полет Boeing 777 с аналогичными параметрами. Самолет был просто направлен к югу Индийского океана.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Красная линия — маршрут полета из симулятора на компьютере КВС Boeing 777. Желтая — предполагаемый маршрут MH370 в реальности.

Пилоты могли не отвечать на запросы из-за потери сознания, к которой привела медленная разгерметизация кабины — это стало причиной крушения Boeing 737 в Греции в 2005 году. Но такой сценарий не может объяснить ручное отключение транспондера и совершенно другой маршрут полета. Наиболее правдоподобным вариантом остается угон и последующее уничтожение самолета со всеми людьми на борту.

В гражданской авиации уже были случаи намеренного уничтожения лайнеров членами экипажа. Последний инцидент произошел в 2015 году: Airbus A320 авиакомпании Germanwings при выполнении рейса Динь-ле-Бен — Барселоннет неожиданно начал снижаться и врезался в Прованские горы. Погибли все 150 человек на борту. Виновником был признан второй пилот, который долгое время страдал от депрессии. После этой катастрофы некоторые авиакомпании ввели новые правила: в кабине всегда должно быть минимум два человека. Исходя из имеющейся информации о летчиках MH370, легко догадаться, кого стали негласно считать виновником крушения самолета.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Предположительно, сумка пассажира рейса MH370.

На поиски MH370 потратили 180 миллионов долларов, но фрагменты лайнера и личных вещей пассажиров нашлись только в июле 2015 года. На острове Реюньон, в 700 километрах от Мадагаскара, люди обнаружили на пляже флаперон — это управляющий элемент крыла. Позднее на островах возле Мадагаскара и у берегов Африки были найдены другие детали.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Сейчас специалисты изучают течения, чтобы понять, откуда приплыли фрагменты самолета. Отсутствие большого количества обломков специалисты объясняют тем, что лайнер врезался в океан под прямым углом. Результаты моделирования на суперкомпьютерах RAAD и EOS показали, что в таком случае Boeing 777 уходит под воду, не оставляя фрагментов на поверхности океана. К подобному сценарию могло привести свободное падение, когда у самолета закончилось топливо и никто не контролировал положение воздушного судна.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Согласно моделированию, лайнер вошел в воду именно так.

Случай с Boeing 777 вовсе не уникален: раньше тоже пропадали крупные самолеты, но не с таким количеством пассажиров на борту. В 2003 году в Анголе бортинженер и механик угналиBoeing 727 авиакомпании American Airlines. Инцидент произошел прямо в аэропорту: заправленный лайнер выехал на ВПП и, не отвечая на запросы диспетчеров, улетел в сторону Атлантического океана. Расследованием занималось ЦРУ и ФБР — после терактов 11 сентября стало ясно, к каким последствиям может привести похищение самолета. Как таковых результатов нет, по настоящее время судьба самолета и угонщиков неизвестна.

Случаи загадочного исчезновения самолетов

Еще один лайнер пропал в 1979 году. Это был Boeing 707 бразильской авиакомпании Varig, который выполнял грузовой рейс. Самолет перевозил картины художника Манабу Мане стоимостью $1,2 миллиона. После вылета из Токио экипаж перестал выходить на связь. Поисковая операция ничего не дала. Считается, что произошла разгерметизация кабины — экипаж потерял сознание, а Boeing на автопилоте летел, пока не закончилось топливо. Существует и версия угона лайнера из-за ценного груза.

Источник

Еще из интересного:

Adblock
detector